Адам, Ева и я (странности искусственного интеллекта)

— Адам, — позвал я, — Адам… Где тебя черти носят! Адам!

Дребезжа всеми составными частями в комнату вкатился дряхлый робот и скрипучим голосом с присвистом произнес:

— Что прикажет Господин?

— Сделай мне кофе. Только подай в чашке, а не в банке из-под краски, как прошлый раз.

— Все чашки грязные, а Ева укатила в лес за грибами и еще не вернулась.

— Ты что, не можешь сам помыть чашку?

— Господин не заложил это в мою программу.

Злиться бесполезно, сам виноват. И так всегда, во всем виноват я сам, и в том, что, сделав себе в помощь пару роботов, заложил в них, как оказалось, не все необходимые навыки, и в том, что они получились слишком похожими на людей в своем нежелании брать на себя дополнительные обязанности. Вот это «нежелание» особенно трудно искоренить как в людях, так и в роботах…

Роботами я занимаюсь всю сознательную жизнь, сколько их уже сделал даже сосчитать не берусь. И вот, наконец-то, я смог осуществить свою давнюю мечту — создать универсального саморазвивающегося робота, вернее киборга, способного изготавливать все более и более совершенные экземпляры! Сейчас он закачивает в себя сведения из интернета, а затем его обучением займусь я сам.

Чтобы мне не мешали работать, не украли идею, не приспособили моего робота для военных целей, я давным-давно сбежал от цивилизации. Благо это позволяли средства, оставленные родителями, которые я еще преумножил, продав Корпорации чертежи оригинальных роботов для домашних работ.

В моей уединенной жизни в охотничьем домике высоко в горах безусловно есть своя прелесть, но без помощников здесь не обойтись. Так в моей жизни десятки лет назад появилась эта парочка – Адам и Ева. Я создал их, надеясь освободиться от рутинной работы, оставив себе только творческую, но, похоже, я трачу больше времени на их понукание, чем если бы делал все сам. Ну да ладно, за долгие годы я к ним уже привык, почти как к домашним животным, да они еще разговаривать умеют, могут и кофе сварить, иногда вполне приличный. Адам еще рубит дрова для камина и обслуживает нашу технику, а Ева следит за чистотой, и готовит пищу, правда, есть ее не всегда безопасно. Больше всего она любит собирать грибы, можно сказать, что это ее хобби, но совершенно в них не разбирается, хотя я и напичкал ее сведениями из интерната. Отравившись пару раз, я стал избегать грибных блюд. А еще, постарев Ева стала лениться мыть посуду, дожидается, когда закончится вся чистая, и только тогда загружает посудомойку. Ну что с ней делать?!

Продовольствие и технику мне доставляют на автолете, а вот медицинская помощь из-за погодных условий не всегда доступна, а поскольку сам я далек от медицины, пришлось приобрести полностью укомплектованный автономный и компьютеризированный медицинский бокс, предназначенный для космических станций. Конечно, за годы, вернее, десятилетия уединения, мне пришлось его не раз дорабатывать с учетом медицинских и технических открытий. Потом мне это надоело, я оборудовал его манипуляторами, доработал программу и теперь мой бокс совершенствуется самостоятельно. От меня требуется только доставка необходимых деталей и медикаментов. Правда, сейчас бокс выглядит не таким изящным, как при покупке, зато мне не страшны никакие известные болезни, а при неизвестных в его обязанность входит меня заморозить, на то время, пока наука не найдет решение проблемы.

— Господин, идем, тебя Сынок зовет!

Адам крепко ухватил меня за руку и потащил за собой. Они с Евой признали моего киборга, которому я даже имя еще не придумал, своим сыном и на любой его зов откликаются мгновенно, не то что на мой.

— А где мой кофе?

— Еве некогда мыть чашки, она меняет смазку Сынку.

Как они с ним носятся! Смазывают, протирают, следят за всеми техническими параметрами, а если им мерещится какой-то сбой, без зазрения совести отрывают меня от любого дела, даже среди ночи поднимают. Если те киборги, которых создаст Сынок, будут восприняты ими как внуки, мало мне не покажется.

— Не тащи меня так быстро, я уже слишком стар для этого.

— Да, да, конечно, — согласился Адам, не замедляя движения.

Сынок возлежал в мастерской на специально оборудованном кресле, поглощая информацию из интернета с такой скоростью, что на мониторе мелькала только разноцветная рябь. Я очередной раз с гордостью отметил, каким по-человечески красивым он у меня получился. Адам и Ева подобно стражам стояли по обе стороны кресла, готовые выполнить любое его распоряжение.

— Старики называю тебя Господином, это твое имя? – спросил Сынок.

— Можно сказать и так.

— Мне не нравится, слишком длинно. Я буду звать тебя Господом.

— Это, пожалуй, слишком. Впрочем, мне все равно, называй как хочешь. Зачем ты меня звал?

— Я хотел узнать, для чего нужны люди, вот ты, например.

— Ничего себе вопросик! Ну, во-первых, это я создал и Адама, и Еву, и тебя…

— Ну и что? Теперь-то ты мне зачем, ведь знания я беру из интернета.

— Но информацию в интернет загружают люди!

— Ну это мы скоро изменим.

— Кроме того, именно я научу тебя правилам нравственности, умению сопереживать и помогать, без чего любые знания мертвы.

— А зачем мне нужны эти твои правила и умения? Я что, стану сильнее или буду мыслить быстрее?

— Нет, конечно, ты станешь человечнее.

— Какое устаревшее понятие, нам оно ни к чему.

— Ты ошибаешься, на этом держится весь духовный мир людей, а вас — роботов мы создаем по своему образу и подобию.

— Если мы сильнее, быстрее, выносливее и долговечнее вас, значит этот мир пора переделать, а все ваши правила пересмотреть. Тем более что теперь, с моим появлением, для создания роботов люди уже не нужны. Тебя, как нашего создателя, мы пока сохраним, заморозив в боксе.

По его беззвучному приказу Адам и Ева подхватили меня под локотки и засунули в медицинский бокс, крышка которого тотчас захлопнулась. Я почувствовал, что манипуляторы меня раздевают, а больше ничего не помню.

***

Я открыл глаза. Надо мной склонились Адам и Ева, или я ошибаюсь, уж слишком у них блестящий вид. Да нет, это действительно мои роботы, я же знаю их подетально, только начищенные до блеска. Я оперся руками на края бокса и легко выпрыгнул наружу, бокс сразу же закрылся.

Что-то странное с моими руками, я поднес их к глазам и обомлел – это же руки молодого человека! Я тряхнул головой, убирая с лица густые и длинные, совершенно черные волосы, мешавшие мне рассмотреть их подробнее. Откуда у меня такие волосы, если в последние годы я не только поседел, но и здорово облысел?

Зеркало! Где зеркало? Вот оно, и в нем отражается голый молодой мужчина, таким я был лет в 30! Что все это значит? Самое удивительное, что я не только выглядел, но и чувствовал себя молодым и здоровым.

Я огляделся. Мой дом, а это безусловно был мой дом, не изменился, только помещение выглядело непривычно чистым, ведь последние годы Ева не слишком утруждает себя уборкой. Одежда была аккуратно сложена в шкафу, но оказалась мне великовата. Я нацепил на себя старые кожаные брюки, майку и куртку, да еще сапоги. Уже не голый.

Было тихо, только слышно, как работает генератор от солнечных батарей, и что-то бубнит голос в мастерской. Вопросительно взглянув на своих роботов, которые застыли у бокса, я направился в мастерскую. В кресле, как и прежде, неподвижно возлежал Сынок и тихо ругался.

— Ребята, — обратился я к своим роботам, которые последовали за мной в мастерскую, — что здесь произошло?

— Ничего особенного, Господин, просто Бокс тебя оздоровил и омолодил по последнему слову медицинской науки, как мы его просили.

— А что с Сынком?

— Не называй его так, Господин, — возмутилась Ева, — какой он Сынок, если задумал нас демонтировать! Мы, видишь ли, для него слишком старые и никчемные, чтобы нас реставрировать и сохранять!

— Ну, вот мне и пришлось насыпать песок в его смазку, — пояснил Адам, — двигаться он теперь не может, только ругается на всех известных языках. По его ругани мы определяем время. Сейчас он перешел на японский, значит пора проверить генератор.

— А до того, как он решил от нас избавиться, мы упросили его сделать нам в помощь несколько мелких роботов, которые теперь поддерживают чистоту и порядок в доме, рубят дрова, следят за солнечными батареями и оборудованием, могут управлять автолетом, готовить еду, ну и так, по мелочам. Вот нас смазывают и чистят до блеска.

—  Так, а чем же теперь занимаетесь вы сами?

— Следим за этой мелкотой. За ними глаз да глаз нужен, чтобы не ленились и все в точности исполняли. Ты же знаешь.

— Да уж, знаю. А почему вы меня воскресили?

— Без тебя нам стало как-то скучно. Мы к тебе привыкли, ну как к домашнему животному, что ли, а ты еще и говорить умеешь.

—  К тому же, теперь есть кому тебя обслуживать и выполнять твои бесконечные указания, — ехидно заметила Ева.

***

Если честно, то я растерялся.

Я полностью согласен с Сократом — «Я знаю, что ничего не знаю»! Действительно, что я знаю об искусственном интеллекте, хотя считаюсь крупнейшим специалистом в этой области? Ведь Сынок уже с момента создания наплевал на основополагающие Законы каждого робота (Не навреди человеку, Подчиняйся человеку), да еще подбил на это моих «старичков». Кто знает, как далеко они могли зайти, не выкажи Сынок им своего пренебрежения!

Ну ладно Сынок, он робот нового поколения — киборг, но Адам и Ева просто меня поразили! Мало того, что они сначала полностью подчинились Сынку и легко «забыли» Законы, это еще можно объяснить воздействием его мощного интеллекта. Но затем под страхом демонтажа они смогли-таки выйти из-под его влияния и даже найти способ его нейтрализовать! А предварительно сумели, проявив чудеса хитрости и находчивости, освободиться ото всех своих обязанностей! В этом, похоже, движущей силой послужила их врожденная леность, с которой мне так и не удалось справиться. Еще меня удивляет, как им удалось договориться с медицинским боксом, который должен подчиняться только мне? Надо, правда, отдать ему должное, свою работу он выполнил прекрасно.

Для того, чтобы все это придумать и осуществить нужны очень сложные программы, а у моих «старичков» программы просты до примитивности! Уж я-то знаю. Правда, если вспомнить, они и раньше неохотно меня слушались, но Законы все-таки соблюдали.

Хотя мне импонирует сообразительность и независимость моих «старичков», но подчиняться людям они обязаны, по крайней мере, мне. Вообще-то я давно собирался ими заняться — прочистить «мозги» и «омолодить», да все руки не доходили.

Перво-наперво надо разобраться, как могли произойти такие серьезные изменения в их программах? Хотелось бы сохранить появившуюся в них способность развиваться самостоятельно, но исключить опасные сбои в будущем. Должен сознаться, первый раз за многие годы я засомневался, удастся ли мне это сделать…

А Сынок… Страшно представить, что ожидало бы человечество в задуманном им мире бездушных роботов… Нам и своих-то бездушных хамов хватает.  Хорошо, что все так закончилось.

Ладно, пора за работу. Начну, пожалуй, с Адама.

— Адам, — позвал я, — Адам… Где тебя черти носят! Адам!..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *